выпуск 3 ( 64 ) март 09   © редактор Игорь Петраков

 

Содержание: «Наши предшественники» - Почтовый ящик «сатирикона» - Пародии – Афоризмы – Биографии ве-

ликих, малых и крошечных писателей – Рассказы Тэффи и Исидора Гуревича – «Как же это все произошло?» - о вы-

ступлении «авангарда» в сезоне – Светлана Михайленко «Об основных особенностях прозы Ивана Шмелева» -

Новые страницы – «Педагогические байки» и «Дачный сезон» - сказка Ганса Христиана Андерсена – «Двенадцать

агентов Ябеды-Корябеды», детективно-загадочная история – «Альф»: краткое содержание – Ирина Юхнова

«Лекции по основам теории литературы», записанные Светой – Ирина Токмакова «Может, ноль не виноват?» -

«Ты поймешь, когда поступишь на филфак», подборка песен – «О вороне и лисице»

 

читать журнал в формате pdf

 

 наши предшественники

"САТИРИКОН"

                        

 

п о ч т о в ы й   я щ и к   "с а т и р и к о н а"

 

 Аркадий Аверченко

 

 В пространство - Л.Новицкому

 

 "Пока посылаю пустячки" - написали Вы и приложили рукопись в триста строк. Так некто, которому с крыши строящегося дома посыпались на голову кирпичи, с неудовольствием сказал:

 - Как нынче пыльно.

 

 В пространство - Дику

 

 Есть громадное мирово пространство. И в нем вращается маленький затерянный Дик, который сочиняет -

 

 Целый день болтает Дума,

 а до дела все нейдет.

 

 Какая унылая, безпросветная жизнь.. в России. Плохая дума, дубовые стихи. И серый дождь тоскливо льет в окна.. Дик! Не надо стихов.

 

 Нижегородск, 7 - Дуд

 

 Слабо. Считаем долгом разъяснить вам, что глаза не могут быть конечностями человеческого тела, даже в том случае, когда они на выкате.

 

 Одесса - Лукасу

 

 Порнографич. вещей не печатаем. Рассказ "Бомонд" разорвали пополам. Получившиеся два "демимонда" бросили в корзину.

 

 Невский, 69 - Лаеву

 

 Лаев в препроводительном письме к своему скучнейшему рассказу пишет: "За гонорар я молчу.."

 Сообщите, за какой гонорар вы молчите. Если за небольшой, то мы, может быть, сойдемся.

 

 Б.Московская - Рудольфу

 

 Вы пишите в рассказе: "Она схватила ему за руки и неоднократно спросила: где же ты девал деньги?"

  Иностранных произведений не печатаем.

 

 В пространство - А.Кузьмину

 Вы называете меня в начале письма "Уважающий редактор".

 

 Кого - уважающий? вероятно, Вас за стихи:

 

    .. ушел домой и обещался не заходить до Ей,

    а на завтра пришел опять к поскуде.. Ей-ей!

 

 В пространство - Тигренку

 

 Тигренковы стихи:

 

      Обломала жена зонтик

      об ею башку,

      и который это годик, -

      а он ни гу-гу!

 

 Очень звучно. Стихи разосланы всем понимающим людям.

 

 Садовая, 83, Бекару

 

 "Может быть, - предполагаете Вы, - редакция преподнесет мне в ответ шиш с маслом?"

 Не зная способа приготовления этого странного кушанья и предполагая в Вас избалованного, тонкого гурмана, редакция думает, что скромный "сатирикон" для ваших вещей не подходит.

 

 Минск - Герусову

 

 Ваше предложение насчет посылки имеющихся у Вас ста двадцати трех стихотворений нам не подойдет. Мало. Нам около полторы тысячи нужно. Пишите пока остальные, а там видно будет.

 

 Москва - Павлу Г.

 

 Кованый стиль: "Чистя апельсин, она поглядывала на полковника и с удовольствием кусала его острыми зубками".

 - Вы ели когда-нибудь полковников? - спросят Павла Г.

 - .. нет, - ответит Павел Г., - но героини моих рассказов частенько питались ими.

 

 Александр Измайлов

 пародии

 

              Константин Бальмонт

 

              Я вижу Толедо,

              Я вижу Мадрид,

   О белая Леда! Твой блеск и победа

              Различным сияньем горит..

              К.Бальмонт "Испанский цветок"

 

               Я плавал по Нилу,

   я видел Ирбит.

   Верзилу Вавилу бревном придавило,

   Вавила у виллы лежит.

 

   Мне сладко блеск копий

   и шлемов следить,

         слуга мой Прокопий про копи, про опии,

   про кофий любил говорить.

 

   Вознес свою длань я

   В небесную высь.

   Немые желанья пойми, о Маланья,

   не лань я, не вепрь и не рысь!

 

   О, щель Термопилы,

   о, леда, о, рок!

   В перила вперила свой взор Неонилла,

   Мандрилла же рыла песок..

 

   Зинаида Гиппиус

 

               И я такая добрая,

              влюблюсь - так прикоснусь.

              Как ласковая кобра я,

              ласкаясь, обовьюсь.

              И опять сожму, сомну,

              винт медлительный ввинчу,

              буду грызть, пока хочу,

              Я верна - не обману.

                          З.Гиппиус

 

    Углем круги начерчу,

   надушусь я серою,

   к другу сердца подскачу

   сколопендрой серою,

 

   плоть усталую взбодрю,

   взвизгну драной кошкою,

   заползу к тебе в ноздрю

   я сороконожкою.

 

   Вся в мистической волшбе,

   знойным оком хлопая,

   буду ластиться к тебе

   словно антилопа я.

 

   Я свершений не терплю,

   я люблю - возможности,

   всех иглой своей колю

   без предосторожности.

 

                                  

 

   Михаил Кузьмин

 

              Ах, уста, целованы столькими,

              столькими другими устами,

              вы пронзаете стрелами горькими,

              горькими стрелами, стами.

                          М.Кузьмин

 

    Ах, любовь минувшего лета

   за Нарвской заставой, ставой.

   Ты волнуешь сердце поэта,

   уж увенчанного славой, авой.

 

 

   Где кончался город - обманщик,

   жили банщики в старой бане.

   Всех прекрасней был Федор банщик,

   красотою ранней, анней.

 

   Ах, горячее глаз сверканье,

   сладость губ мужских и усатых!

   ах, античное в руку сморканье,

   прелесть ног волосатых, сатых..

 

   Не сравнить всех радостей света

   с антиноя красой величавой,

   ах, любовь минувшего лета

   за Нарвской заставой, ставой!

 

 

   Михаил Арцыбашев

 

   .. Она медленно, слегка волнуясь на ходу всем телом, как молодая красивая кобыла, спустилась с крыльца. Басанин, весь изгибаясь, как горячий веселый дромадер, приблизился к ней, молча взял ее за руку и повел по направлению к пещере.

   Был слышен только стук их копыт. Он думал о том, как эта полюбившаяся ему , гордая, умная, чистая и начитанная кобыла будет стоять с ним в одном стойле, и он так же будет делать с ней, что хочет, как и со всеми другими.

 - Люди постоянно ограждают себя от счастья китайской стеной, - глухо заговорил он, - представьте, у меня есть красавица сестра, и для меня она, - Басанин саркастически улыбнулся, - до сих пор только сестра.. идиотка! Вот и вас взять. Чем вы не кобыла? И чего вы боитесь? потомства? э - эх! эх, люди, люди.. Создадут вот так себе призрачный мираж - и страдают.

  Пещера была перед ними. Молодые люди зашли в нее. Мысль, что девушка, в сущности, в его руках, что пещера так удобна в качестве стойла, что никто не услышит, ударила Басанина, и на мгновенье у него потемнело в глазах, и ему захотелось заржать. Но он овладел собой и, выйдя из пещеры, сказал:

 - Послушайте, как вы не боялись со мной идти сюда? ведь если крикнуть, то никто не услышит.

 - Я думала, конечно, что вы порядочный жеребец.

   - Напрасно вы так думали.

 И Басанину показалось, что все это очень оригинально, что он говорит с ней так и что в этом есть что-то красивое, стихийное, лошадиное.

 

 

 Дон Аминадо

 Дамы на парнасе, из альбома почтительных пародий

 

        Анна Ахматова

 

         Ах! Я знаю любви настоящей разгадку,

        знаю силу тоски -

        "я на правую руку надела перчатку

        с левой руки".

         Я пленилась вчера королем сероглазым

        и вошла в кабинет.

 Мне казалось, по острым, изысканным фразам,

        что любимый - эстет.

  Но теперь, уступивши мужскому насилью,

        я скорблю глубоко.

        Я на бедные ножки надела мантилью,

        а на плечи - трико..

 

афоризмы

 

Сочувствие - это равнодушие в превосходной степени.

Будьте милосердны не только к домашним животным, но и к домашним вообще.

Протягивая руку помощи, не сжимайте ее в кулак.

Волосы как друзья: седеют и редеют.

Люби человечество сколько тебе угодно, но не требуй взаимности.

Нет ничего труднее, как выйти в люди и остаться человеком.

Чем пьедистал выше, тем угол падения больше.

В Германии четыре миллиона безработных, зато все они - арийцы.

Ударом кулака можно и Конституцию переделать.

И тайным голосованием можно обнаружить явную глупость.

Вставайте с петухами, ложитесь с курами, но остальной промежуток времени проводите с людьми.

В обществе глухонемых и заика считается краснобаем.

С тех пор, как свиньи узнали про Фрейда, они всякое свинство объясняют комплексом.

 

Уездная сирень

 

Как рассказать минувшую весну,

Забытую, далекую, иную,

Твое лицо, прильнувшее к окну,

И жизнь свою, и молодость былую?

 

Была весна, которой не вернуть...

Коричневые, голые деревья.

И полых вод особенная муть,

И радость птиц, меняющих кочевья.

 

Апрельский холод. Серость. Облака.

И ком земли, из-под копыт летящий.

И этот темный глаз коренника,

Испуганный, и влажный, и косящий.

 

О, помню, помню!.. Рявкнул паровоз.

Запахло мятой, копотью и дымом.

Тем запахом, волнующим до слез,

Единственным, родным, неповторимым,

 

Той свежестью набухшего зерна

И пыльною, уездною сиренью,

Которой пахнет русская весна,

Приученная к позднему цветенью.

 

Евгений Венский

пародии

 

                    Константин Бальмонт

 

        Хочу на дачу.. хочу к чухонцам..

        хочу столицу скорей забыть.

        Купаться в море весь день под солнцем,

        варить варенье и сливки пить.

        Столичной жизни забуду вздорность

        газет, журналов, жены родню,

        забью забором дверь в коридорность,

        счастливо-гордым себя возомню.

        А вечер - еду винтить к соседу,

        а ночью - в садик, и там кучу.

        Итак, я еду на дачу в среду..

        Ни слова, теща! Я так хочу.

 

 

                    Михаил Кузьмин

 

        Жаль, что вы не любите "Давыдку".

      В интересной драповой вы ходите накидке.

        Впрочем, иногда и в "Вене"

        подают удивительно микроскопические 

          пельмени.

  Говор, шум, пахет пивом, немножечко грязно..

   Как в "Свадьбе Фигаро" - пленительно- буржуазно.

 

Приходите завтра - обязательно с Эйденбургом.

        В этой шапке вы смотрите драматургом.

         Вы замечательно талантливый и хороший..

         Позвольте расцеловаться с вашей галошей.

 

                    

О.Дор

 Автобиографии великих, малых и крошечных писателей.

 

                    Леонид Андреев

 

  Как известно читателю, я родился.

 Потом я поступил в гимназию, где учился так плохо, что меня каждый день выгоняли из класса. Потом я поступил в Московский университет, где тоже учился плохо. В Петербургском университете я учился еще хуже.  В 1894 году я плохо стрелялся, следствием чего было наложенное на меня церковное покаяние. Но каялся я тоже плохо.

 Я стал учиться живописи и стал рисовать портреты. Последние были из рук вон плохи.

 В 1897 году я получил диплом и записался в помощники присяжного поверенного. Но из меня получился юрист невероятно плохой, и все дела в суде я проигрывал.

 Я стал писать судебные отчеты в газете "Курьер" - и тоже очень, очень плохо.

 Свою автобиографию я написал один раз, и вышло тоже плохо. Один раз в "Журнале для всех", куда я ее послал сам; в другой раз - в "Литературном календаре", где ее у меня стибрили.   

 

                    Федор Сологуб

 

 У меня не было биографии. Когда будет, сообщу. Впрочем, обратитесь к г-же Недотыкомке.  Она все знает.

 

 

                    Сергей Городецкий

 

 Несмотря на мою непростительную молодость, я уже имею честь состоять вторым председателем в "Кружке молодых".

 По словам критика, у меня нос асархадона, а сам я - сын .. египетской пирамиды. Только это неправда. Я родился в русской деревне. Откуда там могли появиться пирамиды?

 Вначале я поклонялся Яриле. Но у Вячеслава Иванова встретился с фавнами и кое с кем из греческих персонажей, и я изменил Яриле.

 Больше же всего я люблю шоколад и "Кружок молодых".

 

       

                    Александр Блок

 

 К стыду своему, я должен признаться, что кончил университет.

 Вообще, мне сильно не повезло в жизни. Из гимназии меня не выгоняли. На улице не ночевал. Никогда не знал сладости голода и холода.

   В участке меня тоже никогда не били.

 Написал несколько драм, из которых все непонятны мне самому. Но больше всего мне непонятен "Балаганчик".

 Сколько я ни ломал себе голову над этим произведением, но никак не мог постичь его смысла. Несколько раз В.Мейерхольд пытался мне объяснить, что я думал сказать в своем "Балаганчике", но безуспешно. Иногда ему на помощь приходила Вера Федоровна Комиссаржевская.

Она горячилась, доказывая, что странно не понимать такой простой вещи как "Балаганчик". Но по глазам этой Прекрасной дамы я видел, что она сама смутно понимает сущность моей пьески.

 Веду критический отдел в "Золотом руне" и пишу в нескольких газетах.

 

 

Владимир Ладыженский

 

 

        Еще недолго - и весна

        повеет теплыми крылами,

        и зазвучит в реке волна,

        и степь покроется цветами.

 

        В лесу проснувшийся ручей

        зашепчет радостные сказки,

        заворожит простор полей

        тепло, исполненное ласки.

 

        И пред грядущей красотой

        молю в надежде я у неба

        счастливых дней стране родной,

        спокойной радости и хлеба.

 

        Закрыта книга красоты

        для тех, кто мог спокойно видеть

        рабов безмолвной нищеты

        и гнет ее не ненавидеть.

 

        В тиши проснувшихся полей

        уж сердце чует песнь свободы

        И ждет, придет ли для людей

        любовь на светлый пир природы.

 

 

Александр Куприн

 пародии

 

                    Иван Бунин

                      Пироги с груздями

                    из кислых рассказов

 

               

 

   Сижу я у окна, задумчиво жую мочалку, и в дворянских глазах моих светится красивая печаль. Ночь. Ноги мои окутаны дорогим английским пледом. Кто знает? - может быть, тысячу лет тому назад так же сидел и грезил, и жевал мочалку другой неведомый мне поэт?

   Ржи, овсы и капусты уходят в безконечную даль, а там, на самом краю озимого поля у одинокого омета важно гуляет грач. Правда, ночью мне его не видно. Суслик мягко свистнул на дереве под моим окном.

   Отчего мне так кисло и так грустно, и так мокро? Ночной ветер ворвался в окно и шелестит листьями шестой книги дворянских родов.

Странные шорохи бродят по старому помещичьему дому. Быть может, это мыши, а, быть может, и тени предков? Кто знает? Все в мире загадочно. Я гляжу на свой палец, и мистический ужас овладевает мною.

   Хорошо бы теперь поесть пирогов с груздями. Сладкая и нежная тоска сжимает мое сердце, глаза мои влажны. Где ты, прекрасное время пирогов с груздями, отъезжего поля, крепостных душ, антоновских яблок, выкупных платежей?

   С томной грустью выхожу я на крыльцо и свищу старому, облезлому индюку. Садовник Ксенофонт идет мимо, но не ломает шапки. В прежнее время я бы тебя, хама, на конюшню!..

   Я возвращаюсь в свою печальную комнату. Из сада пахнет дягилем и царскими петушками. Меланхолично курлыкает на пряслах за овинами безсонная потутайка.

   Все в мире непонятно, все таинственно. Скучный, вялый и расслабленный, как прошлогодняя муха, подхожу я к двери, открываю ее и кричу в темноту:

   - Марфа, иди сюда! - натри меня на ночь бобковой мазью..

 

Леонид Мунштейн

 эпиграммы разных лет

 

 Иван Бунин

 

        Еще он сам

        не пишет драм,

        а переводит корифеев.

        Но будет час -

        его Пегас

        ворвется в гущу лицедеев..

        И будет он

        писать в сезон

        по пьесе - так же, как Андреев.

 

 Леонид Андреев

 

        Быстро критикой любезною

        был отмечен мой талант..

        восхищался страшной "бездною"

        сам Буренин - обскурант.

        За поход его воинственный

        я сказал ему: "мерси!"

        С быстротой почти единственной

        стал я славен на Руси.

        Я обласкан альманахами,

        есть и дом, и капитал..

        красным смехом, злыми страхами

        всех пугать я нынче стал.

        Мой читатель, задыхаючись,

        трепетал во тьме густой..

        Не пугался, усмехаючись,

        только дедушка Толстой.

        Что теперь мне крики вздорные,

        что мне публика, печать:

        никакие маски черные

        мне не могут помешать!

        Избалован комплиментами,

        я забыл тоску свою:

        вместе с трезвыми студентами

        "Гаудеамус" я пою.

 

 Петр Потемкин

 

        Весна

 

        .. весною украдет  облака

        с небес любая лужица.

        Нахохлив мокрые бока,

        рой воробьев закружится.

        Уж на реке сыпучий лед

        ручьями исковеркало,

        вновь по асфальту потечет

        расплавленное зеркало.

        И ты себя увидишь там

        ступающей по облаку,

        по дальним, синим небесам,

        по солнечному облику.

        Не раздави! Не наступай!

        иди по ним с опаскою -

        не то назад умчится ..

        не обласкав нас ласкою.

 

Тэффи

Зеленый праздник

рассказ

 

 Лизавета Николаевна Бударина, носившая звание младней подбарышни помощника младшего секретаря, поднялась ни свет ни заря, пошла в березнячок, что рос тут же около дач. Там Лизавета Николаевна обломила несколько веточек, принесла их в свою комнатушку и прикрепила к стене у окошка.

 Потом принялась за свой туалет. Платье у нее было белое, кисейное, как и полагается в Троицын день, но так как сшито оно было Клеопатрой Федотовной, что жила рядом, то и сидело как ему вздумается,  а не как нужно.

 Зеркальце у Лизаветы Николаевны было, к счастью, совсем маленькое - на один глаз, так что она и не знала, что у нее делается на спине и у пояса. Поэтому она весело улыбалась, взбивая волосы барашком.

 Напившись своего чаю "от хозяйки", Лизавета Николаевна подошла к калитке и стала ждать. Скоро стали приходить дачники из церкви.

Лизавете Николаевне стало горько. Особенно раздражали барышни с кавалерами. Они томно нюхали свои букетики, и Лизавета Николаевна

думала: "Ныряет носом в букет, как утка.. уж-жасно, подумаешь, всех удивила".

 В соседний садик вышла портниха Клеопатра Федотовна и села на скамеечку, подобрав платье под крахмальной юбкою.

 Постояла, подождала. На улице было пусто: все ушли гулять подальше к озеру.

 Лизавета Николаевна сорвала у забора пучок незабудок и заткнула за пояс. Ей нравилось, что она - такая стройная и вся в белом. Она улыбнулась и крикнула Клеопатре Федотовне:

 - А ко мне, вероятно, сегодня один господин приедет из города. Александр Эдуардович!

 Но портниха совсем не удивилась и не обрадовалась, а ответила, помолчав:

 - Мы сегодня уж три раза кофий пили. Я очень охотница, особливо с хорошими сливками. Маменька нонче к обедне ходили и просвирку

принесли, так мы с просфиркой кофий-то кушали.

 Лизавета Николаевна подошла к говорившей и вдруг уидела свое отражение в темном стекле низкого окна. Фигура у нее оказалась толстая, а

букетик - маленьким и грязным.

 Дачники уже вернулись с прогулки и пили чай. Отовсюду слышался веселый смех и говор.

 "Какие пошлые!" - думала Елизавета Николаевна, - болтают какую-нибудь ерунду".

 Она бы не стала болтать. Она бы взяла его под руку и пошла вон туда, по зеленому лугу, смотреть золотой закат.

 Подошел почтальон и протянул два письма. Одно - хозяйке, другое - ей, госпоже Будягиной.

 Александр Эдуардович писал, что приехать в гости не сможет, но зато просил одолжить рублей пять для больного товарища.

 Лизавета Николаевна села на скамейку и думала: "И что, в сущности, случилось? ровно ничего не случилось. Просто один из гостей не приехал".

 Она встала, но уже не могла смотреть на зеленый луг и золотой закат.

 А Клеопатра Федотовна кричала кому-то голосом, острым, как буравчик:

 - Леонида Павловна, а Леонида Павловна: и какая это такая примета, что на меня собака чихнула? А? И какая это примета, скажите на милость?

 

 

Дмитрий Цензор

 

Весеннее утро в доме 37

 

        Во дворе из окошка направо,

        чтобы члены размять на момент,

        обалдевший от "римского права",

        перегнулся лохматый студент.

        И, блаженствовав так с папиросой,

        улыбается он виз-а-ви

        белошвейке - блондинке курносой,

        исхудавшей от грез и любви.

        "С добрым утром! Ваш вид лучезарен,

        загляните сегодня на чай!"

        И басит ему снизу татарин:

        "Барин, старые брюки продай",

        забивается в угол бедняга..

        под окном ежедневный тиран -

        про "геройскую гибель Варяга",

        надрываясь, вопит мальчуган.

        Из квартир выезжают на дачи -

        трескотня, и докучливый спор.

        И достоинства рыбьи и рачьи

        воспевает разносчиков хор.

        Где играют мажорную гамму,

        без стесненья в шестом этаже

        в папильотках дородную даму

        обнимает субъект в неглиже.

        И туда одинокого нрава

        загляделся поэт-декадент..

        обалдевший от "римского права",

        за учебником дремлет студент.

 

Валентин Горянский

 

           О политике

 

           Я, знаете ли, ужасный пессимист;

           в светлые горизонты мне не верится.

           Вот вчера, например, один журналист

           в передовице своей на что-то надеется.

 

           "Так или иначе, - говорит, - а приплывем

           к лукоморью, разливу широкому,

           где заря горит алым огнем,

           где грани легли всему безпорокову.

 

           Не потечет, - говорит, - река вспять,

           клянусь левой ногою Конфуция,

           через три года или много через пять

           будет у нас правильная конституция".

 

           А я вот не верил в солнечный восход,

           ни в реформы всякие, ни в облегчения,

           знаю я, что есть пароход,

           на котором можно ехать против течения!

           Петров ли, Иванов на корме сидят -

           одна будет команда строгая:

           нос вперед, ход назад.

           Эх, жизнь наша пассажирская, убогая..

 

 

Исидор Гуревич

Загадочная натура

рассказ

 

 Доктор Бронхов проводил пациента до дверей кабинета и пригласил очередного, ожидавшего в приемной.

 - Садитесь, пожалуйста! Ваше имя, фамилия, род занятий, сколько лет? - скороговоркой спросил доктор.

 - Иван Гаврилович Мелюзга, 38 лет, поэт, - ответил пациент.

 Бронхов наморщил лоб.

 - Где вы печатаетесь?

 - Больше на жести, на граните.. на мраморе тоже случается, но редко. Мои стихи очень обожают среди купечества.

 Он вскочил со стула, откинул назад прядь волос и надтреснутым голосом произнес:

 - Под камнем сим..

  Мелюзга улыбнулся, одернул сюртук и сказал:

 - У вас очень ритмическая фамилия.

 - Неужели? - спросил доктор.

 - Бронхов.. А в человеческом организме имеются бронхи, Вам, вероятно, известно?

 - Известно, - скромно подтвердил доктор.

 - Вот и готова рифма:

 

           .. лежит здесь доктор Бронхов,

           погиб от воспаленья бронхов.

 

 - А скажите, пожалуйства, на что вы жалуетесь?

 - На индефферентизм к лирике господ заказчиков.

 - .. нет, я.. что у вас болит?

 Мелюзга вздохнул:

 - История моей болезни имеет характер лирического отступления от нормы. Еще в нежном, полном грез и мечтаний возрасте, когда дети, не  отмеченные печатью таланта..

 - Вы кашляете? болей нигде не чувствуете?

 - Так - нигде, если не считать стрельбы в левом ухе, нытья поясницы..

 - Так! попрошу Вас раздеться.

 Мелюзга торопливо стал раздеваться.

 - Извините мое оголенное состояние, - сказал он, когда доктор принялся выстукивать грудь.

 - .. здесь болит? при нажиме?

 - Да, очаг любви - сердце - у меня испепелен от частого возжигания любовного нектара музы Терпсихоры.

 Доктор попросил Мелюзгу глубоко вздохнуть.

 - Я часто вздыхаю, но никто не прислушивается, - вздохнув, сказал Мелюзга, - кроме того, мое сердце проказник Амур..

 - Амур тут ни при чем, а вот Бахус действительно тут замешан.

 Мелюзга молча оделся, молча сунул в карман рецепт, простился. И только на пороге комнаты он сказал:

 - Вы могли вылечить лишь бренное тело.

 Доктор наклонил голову и развел руками.

 

 

 Ирина Токмакова

 Может, ноль не виноват?

 

                          

 

  Погода испортилась. Дождь моросил по-осеннему, астры на балконе сникли, из окна пахло не свежестью, как бывало при летнем дожде, а сыростью.

     Настроение  у Али  тоже испортилось. До первого сентября оставалось еще целых два дня. Уже все готово к школе. Школьная  форма висит на  специальной детской вешалке, гладиолусы купили и поставили в воду  с аспирином - чтоб не завяли.  А тут  еще два дня.  И дождь, и мамы дома  нет, и  Антошка пока  не

вернулся с дачи. Ну, разве не тоска!

     Аля протянула  руку, взяла из стопки новеньких учебников тот, что лежал сверху. Оказалось - "Математика".

     Да... Как оно будет с этой математикой? Буквы Аля знала, можно сказать, по  именам.  А  вот  цифры - другое  дело. Во-первых,  их  трудно  писать. А во-вторых,  просто  напишешь  -  не  отделаешься.  Считать надо! Прибавлять, отнимать...

     Аля  раскрыла  учебник - так,  наугад,  где  сам раскрылся.  Прочла: "У Антоши  на   столе   было  девять  солдатиков.  Один  барабанщик,  остальные пехотинцы. Сколько было пехотинцев?"

     "У какого это Антоши?" - подумала Аля.

     Ах да,  так вот же он нарисован  на  картинке.  Аля пригляделась и даже ойкнула  от удивления. В учебнике математики на семьдесят  седьмой  странице была нарисована Антошкина комната,  все,  как на самом деле есть, - и  диван такой  же, как  у  Антошки,  и  аквариум с красными меченосцами,  и старая с

книгами этажерка, ну, словом, все-все.  И сам Антошка был тут  же. Он ползал под  столом на четвереньках. Аля  его окликнула. Антошка обернулся. Никакого сомнения,  это был ее приятель Антон Водовозов,  с которым они  договорились сесть в классе рядом, даже если кому-нибудь и придет в голову дразниться.

     -   Как  ты  туда  попал,  Антошка?   -  воскликнула  Аля.  -  Ты  что, заколдованный?

     -  Иди,  помоги  искать  солдатика,  -  своим  обычным  голосом  сказал нарисованный Антошка, точно ничего странного не происходило.

     - Как же я к тебе попаду, когда ты нарисованный, или заколдованный, или вообще, может, я тебя во сне вижу?

     - Ладно тебе. Какое там во сне! Ты идешь или нет?

     - Хо-ро-шо, - очень неуверенно сказала Аля. - Только как?

     - Очень даже просто, -  ответил вместо Антоши чей-то писклявый голосок. - Через мостик.

     Рядом с Антошкой оказалась Единица ростом с самого Антона. Она помахала Але рукой, поклонилась и вдруг... вдруг перекинулась мостиком прямо к Але, и Аля  сама не  заметила, как перебежала по этому мостику  и оказалась рядом с приятелем.

     И  сразу  же  не стало  ни  номеров, ни  условий задач, не было никакой семьдесят седьмой страницы, а просто Антоша в своей комнате, а  рядом - Аля, а рядом... В  том-то вот и  дело,  что  рядом стояла  Единица.  Худенькая, с длинной шеей и маленькой головой, забавная, живая.

     - Вот видишь, это совсем нетрудно, - сказала она.

     - Что? - спросила Аля.

     - Оказаться в математике, - пояснила Единица.

     Антошка встал с колен и озабоченно посмотрел на Алю.

     - Понимаешь, - сказал он, - потерялся пехотинец. А это очень плохо.

     -  Антош,  жалко,  конечно,  что  потерялся.  Но  он  ведь  солдат,  он мужественный. С ним ничего плохого не случится. Ты не тревожься.

     -  Во-первых, плохой я командир, если о солдатах тревожиться не буду, - сказал Антон. - Мало ли в какую беду он может попасть.

     - А во-вторых, - подхватила Единица, - условие задачи без этого солдата нарушается. Без него нельзя решить задачу. Ответ не сойдется. Вот какой  это важный солдатик. Уж вы мне поверьте, я в математике четыреста лет служу.

     - Ого! - изумилась Аля.

     - Да, да, да!  -  опять сказала Единица. - Солдатика надо  найти, иначе

рухнет  эта  задача,  очень важная задача на вычитание, а за  нею следом – и другие, да-да-да, математика - наука стройная,  и в учебнике все-все  должно быть всегда там, где положено.

     - Как это? - спросила Аля.

     - Да так. Все цифры -  на  местах, все знаки  - на местах.  Все условия задач -  каждое  на  своем месте. Порядок  в  учебнике должен  быть, строгий порядок.

     -  А  при  чем  же  тут солдатик? - уже немного робея  перед  Единицей, спросила Аля.

     - Очень  даже  при чем. В  задаче что сказано? Было  девять солдатиков. Так?

     - Ну да, - согласилась Аля.

     - Значит, и должно на столе стоять девять. А тут сколько?

     - Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь. Восемь, -  сказала Аля.

     -  Вот  видишь,  -  произнесла  Единица  с укором,  точно  Аля спрятала недостающего солдатика у себя в кармане.

     Аля даже машинально сунула руку в карман. В кармане лежала пуговица.

     -  Солдатика  необходимо  отыскать.  Потому  что,  когда  в  математике начинается беспорядок,  тогда над людьми берут верх  двойки. Объединяются  в стаи и берут верх, - втолковывала им Единица.

     Але,  может,  все  это  и  показалось бы вздором,  да  вдруг в  комнате распахнулось окно и в него влетело несколько странных красных гусей, которые закружились по комнате, не то с гоготом, не то с хохотом.

     Аля пригляделась к гусям и  вдруг обнаружила, что это не  гуси вовсе, а цифры  два,  то  есть самые  настоящие двойки.  Влетев в  комнату и  немного погоготав, "гуси" вылетели вон, а окно само собой захлопнулось.

     - Вот видишь, - наставительно сказала Единица.

     Антошка окончательно вылез из-под стола и встал с коленок.

     - Нет, - сказал он, - нигде нет солдатика. Прямо не знаю, что делать.

     - В таком положении дело оставаться не может,  - сказала Единица. – Как хотите, а необходимо отправиться  на поиски. Ты не  слышал, солдатик упал на пол или нет?

     - Он  бы  звякнул,  -  сказал  Антошка.  - Он  же  металлический, а  не какой-нибудь пластмассовый.

     - Значит, кто-то просто незаметно унес его.

     -  Антош, может, это сделал  Кляксич?  - спросила  Аля,  вспомнив  свои недавние приключения в Букваре.

     Она подробно описала их Антоше в своих письмах.

     - Вряд ли.

     Это сказал не Антон, это произнесла Единица.

     - Он все  больше по  тетрадкам норовит  бегать,  -  продолжала  она.  - Помарку  и Описку подзуживает людям разные каверзы строить. В Математику ему не так-то легко пробраться.

     - Ты-то что думаешь, Антон? - спросила Аля.

     - Не знаю, Аль, - честно  признался  Антон. -  Просто совсем  ничего не понимаю.

     - Я знаю одно, - сказала Единица. -  Надо идти искать пехотинца и найти его во что бы то ни стало. Это наш долг перед учениками первого класса "Б" и перед наукой - математикой, - добавила она торжественно. - Пошли.

 

 

2

 

 

     Единица  распахнула дверь  из Антошкиной комнаты, но за дверью оказался вовсе не коридор  его квартиры, где  все еще продолжал  жить  друг детства - трехколесный велосипед и были сделаны до самого  потолка книжные полки. Нет.

  Дверь,  открывшись со  скрипом,  выпустила всех  троих  на  веселую, залитую солнцем лужайку. Дождя не было. И вообще было лето.

     - А  может  быть...  Может быть... -  произнесла  Единица задумчиво.  - Да-да-да. Вполне может быть. Он ведь любит аннулировать...

 

читать продолжение

 

Наши педагоги

 

«Произведение и есть тот малый мир, в котором художественная вселенная писателя просматривается в ракурсе конкретного духовного состояния, владеющего художником в этот момент, в этой стадии его судьбы, в этой фазе его движения кистями…<…>… Литературное произведение в его классическом варианте – живой «организм», в котором бьется как бы духовное «сердце» - формируемая и одновременно формирующая мысль художника, вобравшая в себя все силы его души». Перед Вами – выдержки из лекций Ирины Юхновой, записанной Светой, студенткой филологического факультета. Здесь Вы узнаете о том, что представляет собой литературоведение как наука и как искусство, что такое художественный образ, топос, мотив, архетип, сюжет литературного произведения, стих и проза, эпос и драма.

 

Читать «Лекции»

 

 

 Премьера!

 

 «В юном месяце апреле.. а-а! В старом парке тает снег, и крылатые качели начинают свой разбег.. Взлетая выше ели, не ведая преград, крылатые качели..» - хм.. О чем это я? Перед Вами – песня из кинофильма «Приключения Электроника» - о том, как один взбалмошный профессор ( а куда же без них ) сконструировал юного «электроника» и отправил его учиться в обычную московскую школу. Там обнаружился его близнец, и сюжет получил неожиданное развитие. А тут еще Николай Караченцов – незадачливый похититель чудо-мальчика ( по кличке Урий ) и забредший из другой сказки Дуремар ( Басов )!  Постановку фильма осуществил К.Бромберг, музыку к песням написал композитор Евгений Крылатов. Также в фильме задействованы Евгений Весник и Елизавета Никищихина. Все на просмотр!

 

скачать фильм «Приключения электроника»

 

                    

 

 На десерт, так сказать, - «Очень страшное кино 2». По своей зрелищности уступает первой части, да и юмор уже несколько одноплоскостный. Тем не менее получило хорошие сборы и немного хорошей прессы. Представляет собой рад пародий и шуток на темы известных фильмов в жанре «ужасов» и им подобных. Как всегда, молодой и талантливый состав актеров. Несколько неплохих постановочных сцен и спецэффекты. Довольно оригинально, предназначено для воспитания подрастающего поколения в безстрашном духе. Для тех, кому понравиться картина, рекомедуем также «Очень страшное кино – три»

 

скачать «Очень страшное кино – 2»

 

 

 

  Ты поймешь, когда поступишь на филфак

 

   Ты поступаешь на филфак -

   чем больше книг, тем дальше в лес,

   учишь, учишь, как чудак,

   про саггитальный, про разрез.

 

   Отчего бывают звуки,

   как дрожат язык и руки,

   ты поймешь, когда поступишь на филфак.

   Ты увидишь, что напрасно

   называют “СРЛЯ” опасным,

   ты поймешь, когда поступишь на филфак.

 

  Еще одна песня  из  архива  журнала  расскажет о  без  сомнений  приятной  теме  государственных

экзаменов.

 

   Сегодня праздник у девчат,

   сегодня будут “госы”,

   и все отличницы зубрят

   последние вопросы.

   Пришли девчонки, стоят в сторонке,

   зачетки в руках теребят,

   потому что на сорок девчонок

   был поставлен один “автомат”.

 

Тополиный пух

стихи Алипина музыка народная

 

    ...ровно в девять тридцать

    ты пришла с друзьями, -

    по литературе был тогда экзамен.

 

    Ты учила Блока,

    а попался - Пушкин,

    завалились тоже все твои подружки.

 

    Тополиный пух, жара, июль,

    абитура такая темная -

    ты пойми, что первый твой “провал” -

    это еще не все, есть на филфаке еще такая вещь, как синтаксис.

 

  И  завершает подборку  песен   жизнеутверждающая      и     популярная    композиция   “Где-то

на   Партизанской”

 

    Где-то на Партизанской,

    там, где всегда мороз,

    трутся об ось лингвисты,

    чтоб никто не мерз,

 

    мимо идут студенты,

    вот они уже бегут -

    мечтают сдать экзамен,

    экзамен “супергуд”.

 

АЛЬФ: краткое содержание

 

 

На гараж семьи Таннеров падает космический корабль. В корабле оказывается лохматый, тяжёлый, низкого роста пришелец, весь покрытый рыжими волосами. Выясняется, что пришелец разговаривает по-земному (по-английски), готов отзываться на имя Альф (имя дал ему хозяин дома — Вилли), что он прожорлив и при этом любит (в гастрономическом плане) кошек. И это всего только первая часть фильма, состоящего из 102 двадцати пятиминутных роликов – о пребывании милого пришельца в усадьбе в предместьях Лос-Анджелеса.

 

смотреть содержание 102 серий

 

 

 

О ВОРОНЕ И ЛИСИЦЕ

 

 

Тредиаковский. Ворона и лиса.

 

Негде Ворону унесть сыра часть случилось;

На древо с тем он возлетел, кое полюбилось.

Оного лисице захотелось вот поесть;

для того домочься б, вздумала такую лесть:

 

И его вещьбу еще также похваливши,

"Прямо, - говорила, - птицею почту тебя

Зевесовою впредки, будет глас твой для себя

И услышу песнь, доброт твоих достойну",

 

Начал, сколько можно громче, кракать и кричать,

Чтоб похвал последню получить себе печать.

Но тем самым из его носа растворена

Выпал на землю тот сыр. Лискабодрена

оною корыстью, говорит тому на смех:

"Всем ты добр, мой ворон.."

 

Сумароков. Ворона и лисица

 

И птицы держатся людского ремесла,

Ворона сыру кус когда-то унесла

и на дуб села. Села,

да только лишь ни крошечки не ела.

Увидела лиса во рту у ней кусок,

и думает она: "Я дам вороне срок!

 

  Хотя туда не вспряну,

  Кусочек этот я достану,

  Дуб сколько не высок".

 

"Здорово, - говорит лисица,

Дружок, воронушка, названая сестрица!

Прекрасная ты птица!

Какие ноженьки, какой носок,

И можно то сказать без лицемерья,

Что паче всех ты, светик, хороша!

 

И попугай ничто перед тобой, душа,

Прекрасней ста крат твои павлиньи перья!

/ нелестны похвалы приятно нам терпеть /

О, если бы еще умела ты и петь,

Так не было б тебе подобной птицы в мире!"

 

Ворона горлышко разинула пошире,

Чтоб быти соловьем,

"А сыру, - думает, - и после я поем.

В сию минуту мне здесь дело не о чине!"

Разинула уста

И дождалась поста.

 

Чуть видит лишь конец лисицина хвоста,

хотела петь, не пела,

хотела есть, не ела.

Причина та тому, что сыру больше нет.

Сыр выпал изо рту - лисице на обед.

 

Иван Крылов. Ворона и лисица

Басня

 

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду, Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, -

Лисицу сыр пленил,

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

"Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

 

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись!

Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!"

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, -

И на приветливы Лисицыны слова

ворона каркнула во все воронье горло.

Сыр выпал, с ним была плутовка такова.

 

песня из фильма "пластилиновая ворона"

 

Одну простую сказку,

а может, и не сказку,

а может, не простую

хотим вам рассказать,

ее мы помним с детства,

а, может, и не с детства,

а, может, и не помним,

но будем вспоминать.

 

была одна ворона, а может быть, собака,

а может быть, корова.. что тоже хорошо!

послал ей кто-то сыру, грамм, думается, двести,

а, может быть, и триста, а может, полкило.

На ель она взлетела, а может, не взлетела,

а, может быть, на пальму с разбега взобралась,

и там она позавтракать, а может, пообедать,

а, может быть, поужинать спокойно собралась.

 

Но тут лиса бежала, а может, не бежала,

а может, это страус злой.. а может, и не злой.

А может, это дворник был, -

он шел по сельской местности

к ближайшему орешнику за новою метлой:

 

"Послушайте, ворона, а, может быть собака?

а, может быть, корова.. но тоже хороша!

У вас такие перья, у вас рога такие!

копыта очень стройные, и добрая душа.

И если Вы споете, а, может быть, залаете,

а может, замычите, - коровы ведь мычат -

то Вам трюмо большое, ковер и телевизор -

подарок сразу вручат, а, может быть, вручат".

 

И глупая ворона, а, может быть, собака,

как что-то запоет..

И сыр у той вороны немедленно упал -

и прямо на лисицу / "Ну чего вы кидаетесь?" /,

а, может быть, на страуса, а, может быть, на дворника

немедленно попал..

 

мораль у этой сказки, а может, и не сказки,

поймет не только взрослый, но даже карапуз -

"не стойте и не прыгайте, не пойте, не пляшите

там, где идет строительство или подвешен груз".

 

 

                           © Литературный журнал «Бузовик», 2009

 

Hosted by uCoz