Часть шестая. Немного о французских экзистенциалистах. К ряду французских экзистенциалистов принадлежат, как известно Жан-Поль Сартр и Альбер Камю ( об их произведениях – дальше ). Сартр – кабинетный писатель, Камю – спортсмен, рисковый парень ( вышел из французской компартии в 1937 году в знак протеста против сталинских репрессий ). Сартр эпатажен, сюрреалистичен, экспрессивен, Камю – романтик. Сартр отказался от Нобелевской премии, ибо не хотел превращать себя в Нобелевский институт, связывать себя обязательствами. Альбер Камю в 1958 году подобную премию принял. Сартр постулирует абсурдность существования, или экзистенции, или Бытия, дает понятие человека в связи с определениями свободы и несвободы ( мир, дающий свободу – общество ). Сартр верит в волю человека, а существование, по его мнению, предшествует сущности, Бытие как основа формирует сущность человека. Писательство для Сартра – огромная задача, имеющая нравственную ценность. «Я писал, чтобы писать, - вот смысл творчества этого незатейливого автора, - открыв мир в слове, я часто принимал слово за мир». Камю родился и вырос в Алжире, и позже мотивы моря, солнца, неба и земли играли большую роль в его творчестве. По мнению Камю, природа – это область гармонии, и человек неконфликтен по отношению к природе. Альбер Камю – автор знаменитой пьесы «Калигула» и философского трактата «Миф о Сизифе», в котором упоминается персонаж одного из романов Ф.Достоевского Кириллов. О названном произведении в архиве журнала «Бузовикъ» содержится такое стихотворение: Как-то раз Альбер Камю Написал одну статью - В ней полил он грязью Кафку, На Сизифа сделал ставку. Ну а кто такой Сизиф? Это, братцы, древний миф, где какой-то f*kerman, покурив изрядно «план», в гору камешки катал, чем экспертов всех достал. В позднем творчестве А.Камю выделяется роман «чума», эссе о «бунтующем человеке». Теперь – небольшие содержания прозаических произведений того и другого автора. Жан-Поль Сартр Слова В двух частях повести - "Читать" и "Писать" маленький Пулу - Сартр - внук Шарля Швейцера и Луизы Гиемен, сын их дочери Анны, единственныи ребенок в семье - с детства благоговел перед книгами в кабинете деда. На досуге - ходил в школу, прожигал спичками ковры, ходил в кино и театры, много фантазировал и даже грезил / его сверстники из Люксембургского сада не хотели с ним играть /. Потом, вооружившись словарем рифм, стал творить стихи, а затем / испытывая "извращенную радость" / принялся за романы, подбодряемый Карлом и Блан Пикар. фразы "..книги были для меня птицами и глазами, домашними животными. Я был Лаперузом, Магелланом, Васко да Гама" " Я был ребенком, а ребенок - это идол, который они / взрослые / творят из своих разочарований" Альбер Камю Калигула Дворец. После кончины своей сестры и любовницы Друзиллы император Калигула бродит по ночам и мечтает о луне: "Этот мир, такой, какой он есть, выносить нельзя. Поэтому мне нужна луна, или счастье, или безсмертие, что-нибудь.. не из этого мира". Потерянный, грязный, Калигула постоянно обращается к зеркалу. Он затевает великую авантюру - хочет сконцентрировать в своих руках все богатства империи, а неугодных - уничтожить: "Потому-то я вас ненавидел, что вы несвободны. Во всей Римской империи свободен я один. Радуйтесь, наконец-то у вас появился император, который обучит вас свободе. В это время в доме Герея зреет заговор патрициев против Калигулы. Во дворце Калигула объявляет начало "великого праздника, вселенского судебного процесса" "..бандерлоги, подойдите ближе", - предлагает он патрициями. Те в страхе повинуются. За начавшимся обедом Калигула "подкалывает" Лепида, сына которого он велел убить. Лепид дрожит. "Я хочу, чтобы все смеялись", - неожиданно заявляет Калигула. И все смеются / "как марионетки" /. Затем сообщает: "С завтрашнего дня начнется голод. Это национальное бедствие / "подкалывает" Муция, с женой которого - Цезонией - спит /. Геликон читает трактат Калигулы: "Люди виновны потому, что они подданные Калигулы.. следовательно, все виновны". Все в шоке расходятся. Один старик Мерейя, взволнованный, пьет лекарство от астмы. Калигула обвиняет его в том, что якобы Мерейя пьет противоядие, приписывая тем самым ему, Калигуле, намерение отравить его. Калигула вливает в уста старичка / кстати, предпринявшего паническую попытку бежать / немного колодезной возни т.е. яду /. Цезония сообщает Калигуле, что это действительно было лекарство от астмы. "Все равно. Какая разница? - философски замечает Калигула, - Немного раньше, немного позже.." К Калигуле приходит придворный поэт Сцепион. Калигула ласково обходится с бедным юношей, но, поняв лицемерие своего "учителя", Сцепион бросает ему в лицо: "Как я тебя ненавидел! В каком мерзком одиночестве ты, наверно, живешь!" "- Одиночество! - трясет нашего героя за шиворот Калигула, - Разве ты его испытал?.. Побыть одному! Одиночество, оно пронизано скрежетом зубовным и все звенит умолкнувшими звуками и голосами". Затем во дворце начинается шоу / Калигула в роли Венеры /. После шоу Калигула зовет к себе Герея, который излагает ему свою позицию: "Я считаю тебя опасным. Мне дорого и необходимо надежное будущее.. Я хочу жить и быть счастливым. Ни того, ни другого не добиться, если доводить логику абсурда до конца". Калигула появляется перед патрициями в костюме балерины, проделывает несколько па; затем инсценирует свою болезнь и отправляет между делом на плаху патриция Кассия, предварительно облобызав несчастного / Кассий неосторожно пожелал отдать свою жизнь за Калигулу /. Пока уводят патриция, Калигула не обращает внимания на вопли несчастного и размышляет вслух о небе. и "улыбках жизни". Но и это его не веселит, и Калигула решает устроить турнир поэтов. Впрочем, семь поэтов Калигула даже не выслушал до конца, и только Сцепион / сын убитого Калигулой / удостаивается чести полностью прочесть свое творение. Оставшись наедине с Цезонией, Калигула, мучимый приступом меланхолии, после недолгого спора о счастии и свободе душит свою любовницу, после чего разговаривает с зеркалом - "Ни в этом мире, ни в ином ничего нет мне соразмерного / кричит зеркалу / передо мной всегда только ты.. Геликон не придет: мы навеки останемся виновны". Слышен крик пронзенного кинжалом Геликона. Затем старый патриций наносит удар в спину, Герея - в лицо.. Смеясь, в последнем всхлипе Калигула выкрикивает: - Я еще жив! Часть седьмая Предупреждение о будущем Роман Дж.Оруэлла Дж.Оруэлл – известный английский писатель ( писал на английском языке ), автор сочинений «Во чреве кита» и также знаменитого романа «1984» ( в названии «зашифрован» одна тысяча сорок восьмои год – время его написания ). Подробно творчестве Дж.Оруэлле, его романе и персонажах повествуется в «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия», здесь же, как обычно, представлен небольшой рассказ о произведении. Дж.Оруэлл 1984 ..общество недалекого будущего, - такого, какое представлялось писателю в 1948 году. Вся земная цивилизация поделена на три державы - Евразию, Океанию и Остазию, которые находились в состоянии непрекращающейся войны друг с другом. В Лондоне / Океания / в министерстве правды / а, к слову сказать, всего их четыре - еще есть министерство мира - оно ведает войной, Мини-люб - министерство любви / охрана порядка / и министерство Изобилия / экономика / / служит некто Винстон Смит. Мать и жена его были, как здесь выражаются, "распылены" / погибли в партийных застенках /, а еще одна экс-жена - Кэтрин - исчезла в неизвестном направлении. Постиндустриальное и в некоторой степени даже информационное общество Океании основано на тотальной слежке и доносах, существует так называемая "полиция мысли", которая наделена полномочиями подслушивать мысли граждан и, если те не будут соответствовать установкам партии, "распылять" их. 85% населения Океании - пролы / беднейшие слои, не допущенные к участию в управлении государством, обделенные, голодные /. Государством управляет некая могущественная Внутренняя партия, лозунги которой - "война это мир", "свобода это рабство", "незнание - сила" - развешаны повсюду. Ее глава - Старший брат, специальные камеры следят за послушнием и правильным поведением 15% "счастливчиков". Традиционной забавой нации становятся "пятиминутки ненависти", во время которых рядом с экранами собираются группы послушных граждан и, возбужденные фото официального "врага народа" - Эммануэля Голдстейна, кричат - "Подлец!" бьются в истерике / находятся в состоянии массового гипноза / / по словам Винстона, у всех появляется "исступленное желание", "ярость" /. По ночам в городе происходят аресты неблагонадежных граждан. Вот и Винстон, после того, как начал писать свой дневник / а делать это было запрещено /, стал ночью плохо спать. "Я совершил м ы с л е п р е с т у п л е н и е" - эта мысль не давала бедняге покоя. Тем более, что практика доноса получила в 1984 году большое распространение, дошло даже до того, что "тридцатилетние люди боялись своих детей" / эти павлики морозовы действовали весьма шустро - родителей сажали чуть ли не ежедневно /. Так, дети тупого соседа Паронса / "большого мальчика" / стали приставать к Винстону, играя в чекистов: " - Ты - изменник!" - вопил мальчик, - " Ты - мыслепреступник! " " - Хочу посмотреть, как вешают" - добавила девочка. А вешали "врагов народа" в прямом эфире. Это шоу, я Вам скажу, было покруче "Золотой лихорадки". Особенно ожидал его друг Винстона - филолог Сайм - ему нравилось, как у жертв вываливается синий язык, - поистине, Сайм был интеллектуалом. Кроме того, Сайм занимался н о в о я з о м / новым языком /. Он уничтожал слова, реформировал язык с десятками таких же, как он, баранов-дэ-куртунэ - с простой и ясной целью - "сузить горизонты мысли", дабы все мыслили правильно и единообразно. Винстон же, после того, как купил в квартале пролов у старика коралл / запрещено покупать красивые безполезные вещи! / стал чувствовать себя самым страшным преступником за всю историю человечества. часть вторая Исчезает Сайм / распылен /. Винстон Смит знакомится с темноволосой Джулией / 26 лет /, страдает. Но вот нашим голубкам удается уединиться в лесу, где, помимо всего прочего, Джулия кормит Винстона настоящим / !! / шоколадом. Встречи продолжаются, ничего не предвещает беды. Но вот подлый провокатор О'Брайен, напоив наших "героев" вином, представляется членом оппозиционного братства Голдстейна, агитирует и добивается вступления в братство Винстона и Джулии - "Вы готовы растлевать детские умы, распостранять наркотики, делать все, что могло бы деморализовать население? готовы плеснуть кислотой в лицо ребенка?" - наши "ягнятки" соглашаются. Кроме того, О'Брайен дает Винстону почитать книжку Голдстейна. часть третья ..камера без окон, с высоким белым потолком, здесь вместе с Винстоном находятся поэт Амплфорт / написал в стихе слово "молитва" / и мыслепреступник Парсонс, которого "заложила" дочка / воспитал ее в праведном духе /. Пленники министерства любви мило беседуют. Но тут заходит О'Брайен. И для Винстона начинается занимательная беседа. О'Брайен выколачивает из него признание во всех грехах и престулениях. Начинаются пытки. О'Брайен подключает к делу спец. машинку для чистки мозгов, "колет" Винстона наркотиками - он хочет сделать Винстона нормальным / в своем представлении /. Затем он дает Винстону посмотреть на себя в зеркало, - тот с ужасом обнаруживает, что отощал на 25 кг и поседел изрядно / а зубов у него осталось 11 шт /. В довершение всех бед О'Брайен отправляет его в комнату "101", здесь каждого ждет то, что для него - "хуже всего на свете". Для Винстона это - крысы. Винстон так не любит мышек, что предлагает "отдать им" Джулию. "Он одержал над собой победу. Он любил Старшего брата", - резюмирует автор. фразы ".. животный инстинкт, неразборчивое вожделение - вот сила, которая разорвет партию на клочки" / из речевок Джулии /; " член партии с рождения - на глазах полиции мысли" / из брошюры Голдштейна /