Игорь Петраков
Линия
перемены дат
рассказ
Обзорный доклад, лежащий у меня на столе, гласил:
"зона "а" представляла собой вертикальный цилиндр диаметром 11
целых и 8 десятых метра и высотой семь метров. Весь этот объем был заполнен
кладкой из графитных блоков общей массой чуть меньше двух тонн: через
цилиндрические отверстия в каждом из них были проложены каналы с водой. На
периферии зоны "а" были
расположены те же графитные
блоки,
но без каналов и отверстий. Они опирались на плиту из металлоконструкции и
сверху были закрыты другой подобной плитой. В одном из каналов зоны были размещены кассеты с ядерным топливом - ураном - в твэлах - пустотелых цилиндрах из
циркония с примесью
одного процента ниобия диаметром
соответственно около тридцати сантиметров и высотой около трех с
половиной метров. Тридцать шесть таких твэлов
собирались вместе и затем вставляли сь
в центральный канал. В других каналах, заполненных водой, перемещались стержни
- поглотители; вода подавалась в каналы двумя циркуляционными насосами под
давлением семьдесят атмосфер. В зоне "а" вода быстро нагревалась и
вскипала, пар отводился в верхнюю часть каналов и поступал в четыре барабана -
сепаратора - огромные горизонтальные цилиндры длиной около тридцати метров из стали французской фирмы
"Король Луар". Затем пар по паропроводам
подавался на две турбины и конденсировался в воду, - эта вода которую называли
питательной, насосами опять подавалась в барабаны - сепараторы и поступала
опять в циркуляционные насосы. Реактор четвертого блока можно было сравнить с
печкой, хотя горение урана поддерживать несколько сложнее, чем горение дров.
При этом динамику горения показывал коэффициент К; при
К равном одному горение было постоянным, при К больше одного - возрастало, при
К меньше одного - стремилось к прекращению. Горение контролировали при помощи
названных стерженей - поглотителей с подвешенными под
ними вытеснителями воды - алюминевыми цилиндрами
около четырех с половиной метров в длину, заполненными графитом, которые
охлаждались затем водой независимого контура. Обычно зона "а"
функционировала со всеми "погруженными" стержнями и лишь после
некоторого выгорания топлива они выдвигались наружу. Некоторое влияние горение
оказывало и на качество стержней - поглотителей и на материалы элементов
контура охлаждения, такие процессы называли "отравлением реактора". В
первую очередь речь шла о ксеноновом отравлении, приводящим практически в любом
случае к затуханию реактора.
Днем двадцать пятого апреля одна тысяча
девятьсот восемьдесят шестого года остановка блока была задержана. " .. конец рабочей недели, вторая половина дня, потребление
электроэнергии растет" - так объяснил свое требование диспетчер "Киевэнерго".
23.10
Диспетчер снял свой запрет, снижение мощности было продолжено.
26 апреля
0.28 Зарегистрировано резкое падение мощности
- "ксеноновое отравление"
1.00
Мощность - по причине того, что все стержни были выведены из зоны
"а" повыхена до двухсот условных едениц - больше чем в пять раз. Однако повышение мощности
не устранило отравления.
1.07 Удалось увеличить поток воды через каналы,
но резко опустился уровень воды в барабанах - сепараторах, снизилось паро-образование; пара становилось меньше, реактивность
падала.
1.19
Поскольку уровень воды в барабанах - сепараторах стал опасно низким,
оператор увеличил подачу питательной воды ( конденсата
). Одновременно персонал заблокировал сигнал аварийной остановки реактора по
недостаточному уровню воды.
1.19.30
Уровень воды в сепараторах стал расти. Однако теперь из-за притока
относительно холодной питательной воды парообразование практически прекратилось
1.19.58 Закрылось автоматически устройство,
через которое излишки пара раньше стравливались в конденсатор.
1.22.45
Содержание пара выровнялоось, давление стало
медленно расти; решено было приступить к эксперименту ( попыткам
получить дополнительную энергию за счет увеличения продолжительности функциониро-вания реактора.
1.23.10
Поток воды через каналы уменьшился, охлаждение зоны "а" стало
слабее.
1.23.40
Начальник смены дал команду аз - 5
- сигнал максимальной защиты, по которому в зону немедленно вводятся все
стержни - поглотители; практически все стержни из крайнего верхнего положения
одновременно пошли вниз. Но стержни остановились, пройдя лишь два - три метра.
Оператор отключил удерживающие муфты, чтобы стержни упали под собственнои тяжестью, но они уже не шевелились. Впрочем,
вытеснители дошли до низа зоны "а" и вытеснили из каналов воду.. произошел почти мгновенный скачок парообразования.
1.23.43
Показатель К превысил единицу и резко взмыл
вверх; "сработали" еще две системы автоматической защиты - по уровню
мощности и по скорости ее роста, но это ничего не изменило, так как сигнал аз - 5, который посылала каждая из них, был
уже дан оператором"
1.23.44
Мощность реакции в сто раз превысила номинальную.. твэлы раскалились, частицы топлива разлетелись и застряли в
граните.. давление продолжало расти.
1.23.45 Это был момент первого взрыва. Давление пара разрушило часть каналов и паропроводы над реактором..
накрывавшая зону металлическая плита весом около тонны стала приподниматься,
воздух устремился в активную зону, раздался новый взрыв, разрушилось перекрытие
реакторного зала.. около четверти графита и часть топлива были выброшены
наружу, горячие обломки упали на крышу машинного зала и в другие места,
образовав более тридцати очагов пожара.
1.30 По сигналу на место
аварии выехали пожарные части из Припяти и Чернобыля".
Я еще раз посмотрел на стол. Под оранжевым
колпаком горела лампа. Строки казались слабым сочинением, сочинением, однако,
без пунктуационных ошибок. Все было у меня впечатление, что
повторяется какая-то старая история с недорогими, будто купленными в
комиссионном магазине, эффектами, манерная, глупая, в которой одно за другим
происходили псевдо-события, которых не хватало до
полноты картины и в которой не было ничего нового - все очень напоминало
неприятную продолжительность сна, где все кажется ошибкой, реверсию времени,
будто бы сбившегося с пути, противную законам человеческим, с таким же
успехом все это могло происходить на другой стороне луны. Но жизнь не уходила из города, напротив -
зелень лесов, его окружавших, казалась поспешно изготовленной театральной
завесой, напрасно приготовленной. И - как важно подобрать точное слово -
одновременно все казалось святым, точно здесь и сейчас происходили последние
приготовления к другому, почти немыслимому прежде, очень важному делу. Жизнь
была в окнах последних этажей - как заря нового дня, в лицах идущих по улице
детей - неизмеримо явственнее, нежели в лицах взрослых, в лучах на стеклах
автобусов и такси. Только мы видели это светлое небо в пять утра,
необыкновенное как несбывшаяся мечта, преданная, но осязаемая, несмотря на
ненависть, ее окружавшую, все еще осязаемая - только рукой подать. В апреле
растает лед. Скоро должны расцвести нежные зеленые
бутоны.
Потом наступит май, теплый, с молочными вечерами. Люди встретят рассвет,
солнечный салют.
Будет бежать река. Согреются стены от теплого
солнца, небо будет ясным, голубым, а вечером в небе - счастливые звезды, и
будет далеко до зимы и осени. Когда начнется дождь, задрожат стекла, все в росе
и свете, и страшно будет взглянуть на небо - чтобы не вспугнуть счастья, и в
окно будут стучаться листья. Поверьте мне, никто не расскажет вам о счастьи больше, чем я. Будет гаснущий узор лип и кленов, и
летние дни будут глядеться в вечность. Так, линия перемены дат - это не черта,
равняющая всех, это, может быть, причина моей любви, причина во времени.. это глагол,
дрожащий в вечернем гроте, это выходящее из-за домов солнце, это трепет не
терпящей предсказания жизни. И это весна, чудесная, со свежим запахом хвои, с
волшебным круговоротом талой воды, с озерами, с домами, где даже моя бедная
память может найти свой приют. Это ливень на высокой лестнице, поднимающейся от
реки, на каждой ступеньке - ручьи. Божественный дождь и улицы в просвете
деревьев.
Можно было спросить меня - "Зачем
придумывать небылое?" - и я бы ответил, что не
хотел бы жить по-другому: меня не интересуют множество сценариев, придуманных
раньше меня. Они не больше, чем пузыри на этих ступеньках, бусинки, капли на
карнизах.
Р а з в е м ы д у м а л и, ч т
о т а к в с е
с л о ж и т с я ? Р а з в е м ы д у м а л и, ч т о
т а к в с е п о л у ч и т с я
? - никакая пленка не могла бы удержать
этого, пленка истлеет и не удержит воспоминания - это ясно. Я не могу смотреть
проще, не могу смотреть и н а ч е, я не могу вычесть себя из
мира, а чего, казалось бы, проще простого арифметического действия. Но как
слабый вереск стелются по земле человеческие жизни, и разве я больше, чем
идущий среди них человек, человек в толпе, и разве я тоже не вижу синий край
облаков в белом небе. А ведь ничего не изменилось, хотя много животных, и
отвратительных растений, и птиц уже окружили город, - они-то не забыли ничего.
Но - слава Богу, что хоть было и вот так, что теперь не напишу всеобъясняющую книгу, не стану выстраивать из слов загадку.. Итак, субботнее утро, город, море огней внизу. На площади
мокро и пусто, и девятого не будет парада. Я зашел в первый попавшийся дом,
потому что было холодно. Город как будто постарел за ночь ..
старость налетела на город, налетела с птицами, глядящими из черных лесов
настороженно. Центральные улицы пусты, светофоры мигают желтым,
первые трамваи проходят под окнами фабрик. Я могу еще здесь находиться - дело в
том, что я как бы приобрел этот незамеченный иными день - всего один день, не замеченный
журналистами, один день, отданный моей прихоти автора, не любящего лишних
склонений его имени.
Мое воображение уже населило его самыми
разными людьми. Удивительно - у каждого из них есть своя профессия, своя
судьба. Как быстро, как деловито принялись они обставлять, обустраивать только
что созданный для них мир! - их трудолюбие кажется мне безпримерным,
да, безпримерным. Я вижу, как они, не спеша, идут по
улицам, направляются к месту работы - и мне не хочется выдумывать
отрицательного персонажа, который, сделав ряд глупостей, столкнулся бы с
любящим героем ( Ланцелотом ) и потерпел бы,
разумеется. поражение. Так
стелются, стелются по земле человеческие жизни. Выбора не было - не было
пыльных тропинок на далеких планетах, и планет, к счастью, тоже. И это вовсе не
грустно, ибо там и не происходило ничего. Писателю нельзя летать ни на
известную германскую возвышенность, ни на допотопные
планеты - ничего интересного увидеть там не удасться
- и печку корабля-путешественника, скорее всего, топить там нечем. И там не
блестят под дождем трамвайные пути, и не горят на высоте, отражаясь в лужах,
огни подъемных кранов. Там не захочется любить весь мир, не захочется строить
улицы, дома..
Я стою у окна. Из
окна видно все: серебряный бор, стрелу моста, телебашню. Внизу спускается лифт,
открываются стеклянные двери, едет автобус. Иглы звезд больше не висят над
городом, авария тоже лежит в прошлом, как талый снег на обочинах дороги, и ты
понимаешь, что впереди - лето, что все стало ясным, недвусмысленным, и что
больше не будет ненужных и глупых снов.
Омск, 23 января 2004 года