О.В.Федунина. Поэтика сна в романе : "Петербург" А. Белого, "Белая гвардия" М. Булгакова, "Приглашение на казнь" В. Набокова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.08. М., 2003, 236 с. http://www.dissforall.com/_catalog/search/_science/2/9305861.html Введение ................................................................... Глава 1. Поэтика сна и жанр романа ................................ 1.1. Различные подходы к анализу литературного сновидения .. 10 1.2. Определение литературного сновидения...............................18 1.3. Виды и функции литературных сновидений ..........................29 1.4. Поэтика сна и проблема художественной реальности...............42 1.5. Форма сна и жанровая специфика романа ..............................47 Глава 2. Поэтика сна и проблема художественной реальности в романе А. Белого «Петербург).......................................................... 58 2.1. Типология сновидений ....................................................78 2.2. Пространство и время в мире снов.......................................85 2.3. Субъектная структура сновидений ...................................... 90 2.4. Сны героев и основное повествование: сквозные мотивы...........97 2.5. Сновидный мир «Петербурга» и классическая традиция............100 2.5.1. Традиции Ф.М. Достоевского в романе А. Белого «Петербург».........................................................................106 2.5.2, Традиции Л.Н. Толстого в романе «Петербург».....................111 Глава 3. Система снов и художественное целое в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия»...................................................................115 3.1. Система снов в романе: сквозные мотивы..............................130 3.2. Сон и реальность в художественной системе романа. Проблема границ .............................................................................. 134 3.3. Субъектная структура снов в романе «Белая гвардия».............. 139 3.4. Пространство и время в мире сна и в условно-реальном мире произведения .................................................................... 141 3.5. Традиции Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого в романе 3-5.2. Традиции Л.Н. Толстого в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» ................................................................156 Глава 4. Поэтика сна и трансформация романной структуры в «Приглашении на казнь» В. Набокова ....................................166 4.1. Сны в «Приглашении на казнь». Несколько предварительных замечаний ........................................................................184 4.2. Сны и условно-реальный мир романа «Приглашение на казнь»: проблема границ................................................................186 4.3. Пространственно-временная структура снов в «Приглашении на казнь» .......................................191 4.4. Субъектная организация сновидений в романе Набокова.........194 4.5. Сны как система: сквозные мотивы....................................199 4.6. Сны в «Приглашении на казнь» и традиции русского романа .............................................................................202 4.6.1. Традиция Л. Толстого в романе Набокова..........................202 4.6.2. Традиции Ф.М. Достоевского в «Приглашении на казнь»......203 Заключение ...................................................................... 209 Список использованной литературы....................................... 214 Введение. Работа посвящена исследованию снов персонажей, их видов и функций в произведении, а также той взаимосвязи, которая обнаруживается между поэтикой сновидений, с одной стороны, жанровой спецификой и эволюцией романа, - с другой. Материалом при разработке темы являются романы «Петербург» А. Белого (1911-1914), «Белая гвардия» М. Булгакова (1925- 1927) и «Приглашение на казнь» В. Набокова (1935, 1938), Обозначенные здесь проблемы не могут быть рассмотрены без попытки определить предмет исследования. Что представляет собой литературный сон, в чем заключается его своеобразие как элемента художественной структуры? Для ответа на эти вопросы необходимо отграничить его, во-первых, от сна как пснхо-физиологического явления, а во-вторых, от близких, но не тождественных ему художественных форм (видения, бреда, галлюцинации персонажа). Нужно обозначить также критерии для выделения формы сна в тексте, поскольку границы между фрагментом, посвященным сну персонажа, и основным повествованием не всегда очевидны. Анализ литературных сновидений не является для нас самоцелью. Для того, чтобы он имел научное значение, должны быть обязательно рассмотрены функции этой формы в составе произведения как целого, В качестве одной из них выделяется взаимозависимость поэтики сна и характера художественной реальности в произведении. Наша задача будет заключаться в том, чтобы выявить такую взаимосвязь и установить ее закономерности. Наконец, логическим завершением исследования представляется выход на проблему типологии жанра, поскольку авторские представления о мире, несомненно, связаны с выбором той или иной жанровой модели. исторические различия в поэтике жанра. Для романа XX века характерна крайне субъективированная модель действительности, совершенно отличная от той, которая была представлена в классических образцах XIX века. Явления, принадлежащие внутреннему миру героев, происходящие в его сознании (в том числе, сны), рассматриваются здесь как не менее, а иногда и более реальные, чем окружающая их действительность. С.Г. Бочаров предельно точно определил это изменение, рассматривая творчество М. Пруста: «Всегда сознание было „внутренним миром", теперь у Пруста мир оказался внутри сознания. Оно активно, оно сотворяет у Пруста произведение, - тогда как у классиков реальность произведения как бы прямо творилась действующими героями, их энергией и активностью, их жизненной связью, их личностью, характерами»1. В такой системе структура и функции снов будут иными, нежели в романе XIX века, поскольку соотношение между субъективным и объективным видением мира здесь проблематизируется. Поэтому в качестве материала для рассмотрения обозначенного круга вопросов и были выбраны два ярких образца романа XX века - «Белая гвардия» Булгакова и «Приглашение на казнь» Набокова, - преемственно связанные с «Петербургом» А. Белого и продолжившие начатый последним произведением пересмотр художественной концепции действительности, присущей русскому классическому роману. Для сравнительного анализа привлекаются поэтому произведения Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, наиболее отчетливо воплотившие в себе две принципиально различные линии развития русского романа XIX века. Это противопоставление осуществляется в рамках научной традиции, ведущей свое начало, в частности, от книги Д. Мережковского. Что касается степени изученности интересующей нас проблематики, то сны персонажей неоднократно становились предметом научного анализа. В настоящее время они продолжают привлекать внимание отечественных и зарубежных исследователей, что свидетельствует об актуальности этой темы для современного литературоведения''. Однако, хотя накоплен чрезвычайно богатый материал, специфика литературных сновидений как художественной формы (то есть, с теоретико-литературной точки зрения) изучена пока недостаточно. Рассматриваются з основном их отдельные виды и функции, а также мотивная структура снов в произведениях разных авторов. В большинстве случаев сны персонажей никак не определяются. Слово «сон» используется не как научный термин, что способствует смешению этой формы с рядом других, отнюдь не тождественных ей (в частности, с видением5). Нередко в рамках одной работы сон персонажа обозначается разными, но не синонимичными понятиями: «форма художественного языка», «устойчивыи художественный прием», «мотив сновидения» (Д.А. Иечаенко6), «ситуация сна», «онирический элемент» (Д. Спендель де Варда7). Поскольку в научной традиции отсутствует четкое определение литературных сновидений, не выработаны и критерии для их выделения в тексте. Негативные последствия этого особенно заметны при изучении произведений, в которых сон тяготеет к максимальному смешению с действительностью. Так, в исследованиях, посвященных роману В. Набокова «Приглашение на казнь», сны как вставные формы либо вообще не рассматриваются из-за сложности их обнаружении*, либо анализируются лишь наиболее очевидные случаи их присутствия в тексте'. Недостаточно четкое разграничение сна как элемента художественного произведения и как психо-физиологического явления влечет за собой то, что сны персонажей часто рассматриваются лишь с точки зрения их значимости для изображения различных психологических состояний"'. В качестве другой крайности можно назвать анализ только сюжетной функции снов (Р.Г. Назнров"). В обоих случаях игнорируется двойственная природа литературных сновидений, которые не только предоставляют огромные возможности для изображения психологин героя, но и являются элементом картины мира в произведении. Значение снов в общей структуре художественной реальности не выделялось пока в качестве особой функции этой формы, хотя такая необходимость в известной мере осознаетсяВ этом заключается еще одно следствие ситуации, сложившейся вокруг изучения литературных снов. Особенности функционирования снов в произведениях разных жанров, в частности, в романе, также остаются пока не изученными. Более того, нередко в одном ряду с ними рассматриваются сны, описанные в текстах нехудожественных (дневниках, письмах)'3. При этом никакого разграничения не проводится. Такое положение вещей показывает, насколько сон персонажа нуждается сейчас в адекватном определении и продуманном подходе к изучению текстов. Соотношение поэтики сна и жанровых особенностей романа не рассматривалось ранее как вообще, так и на избранном нами для анализа конкретном историко-литературном материале. В отдельности романы «Петербург», «Белая гвардия» и «Приглашение на казнь» неоднократно подвергались специальному исследованию (в том числе, с точки зрения поэтики сна)14. Проводились и некоторые сопоставления15. Но сравнительный анализ всех трех произведений в интересующем нас аспекте не осуществлялся. Таким образом, первая задача диссертации заключается в определении структуры и функций формы сна, свойственных роману как жанру. Вторая задача состоит в том, чтобы установить своеобразие художественной модели реальности в романе XX века путем сопоставительного анализа произведений А. Белого, Булгакова и Набокова (с точки зрения как теоретической, так и исторической поэтики). Поставленные задачи определяют структуру работы. Наряду с настоящим введением, она состоит из четырех глав и заключения. В первой главе рассматриваются различные подходы к анализу литературных снов, пути их наиболее адекватного определения; выделяется инвариантная структура этой формы. Изучаются ее разновидности и функции в составе произведения как целого (в том числе, устанавливается взаимосвязь между поэтикой сна и характером художественной реальности). Наконец, делается попытка выявить специфику снов в романе как жанре. Во второй, третьей и четвертой главах эта проблематика рассматривается на конкретном материале. Проводится систематический сопоставительный анализ «Петербурга» А. Белого, «Белой гвардии» М. Булгакова и «Приглашения на казнь» В. Набокова с точки зрения поэтики сна и особенностей художественной реальности в контексте традиций русского классического романа. При этом необходимо подчеркнуть, что текстологические проблемы, связанные с этими произведениями (особенно с «Петербургом» и «Белой гвардией»16), не являются для нас предметом специального рассмотрения, I лава 1. Поэтика сна н жанр романа Данная глава посвящена проблеме изображения сна в художественном произведении в ее теоретическом аспекте. Здесь дается подробный анализ научных трудов, гак или иначе затрагивающих этот вопрос. Особо следует отметить, что поскольку предметом нашего исследования являются сны, изображенные в художественных произведениях, в рамках обзора будут представлены только работы, посвященные литературным сновидениям, а не сну вообще. Поэтому исследования, в которых сон понимается как психологическое состояние и явление культуры, а специфика литературных снов не принимается во внимание (в частности, работы П.А. Флоренского1 и Ю.М. Лотмана'), не будут анализироваться нами специально. В главе рассматриваются классификации различных подходов к этой форме в научной традиции. Делается также попытка найти наиболее адекватное определение литературного сна и выявить его инвариант и основные разновидности. Исследуется жанровая специфика формы снов и ее функций именно в романе (в отличие от других прозаических эпических форм - повести, рассказа, новеллы). 1.1. Различные подходы к анализу литературного сновидения Особенности дефиниции и пути анализа литературных сновидений, с которыми мы встречаемся в научных исследованиях, во многом обусловлены тем, что ученые используют в своих работах разные подходы к этой проблеме. Поэтому, чтобы получить более полное представление о рассматриваемых здесь исследованиях, необходимо прежде всего охарактеризовать метода, которые в них применяются._ Одна из классификаций возможных подходов к анализу литературных сновидений была предложена Альбером Бегэном. 8 своей книге «Романтическая душа и сон»" он выделяет три таких подхода: психологический, литературоведческий и метафизический. Первый из них, по мнению А. Бегэна, использует литературный сон лишь в качестве материала для исследования психического состояния героя или автора. А. Бегэн считает, что «психоанализ, примененный к художественному произведению, использует его в качестве документа, суммы симптомов и опирается на него только для того, чтобы изучить личность автора, его невроз. Такой подход, правомерный в том случае, когда он расширяет пространство для опытов, в которых совершенствуется терапевтия, ничего не может прояснить в произведении искусства»4. Двойственная природа литературных сновидений (они не только являются структурным элементом произведения, но и предоставляют огромные возможности для изображения психологии героя), безусловно, позволяет рассматривать их с такой точки зрения, Работы, в которых используется этот метод, весьма многочисленны, В качестве примера можно назвать, в частности, статью Л.И. Кирсановой «Семейный роман "невротика" (Опыт психоаналитического прочтения романа Ф. Достоевского 'Преступление н наказание")»5. Название этой работы говорит само за себя. То г же подход применяется в книге японского ученого Кэнноскэ Накамура «Чувство жизни у Достоевского». Рассматривая сон о золотом веке в романс «Подросток», Кэнноскэ Накамура проецирует его содержание на душевное состояние автора, то